Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 18 декабря 2007 года и, начиная с 2008 года, отмечается 2 апреля ежегодно во всем мире.
Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:
- 1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации.
Характерно:
- отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
- ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
- речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
- речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
- речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
- 2. Нарушено развитие социальных навыков.
Характерно:
- дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
- игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
- не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
- никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
- 3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.
Характерно:
- неестественное, нервное, отчужденное поведение;
- ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
- ребенок-аутист отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;
- отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
- тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
- испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
- концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Ученые до сих пор не могут установить истинные причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически.
Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о возможном наличии врожденной дисфункции мозга.
Вполне вероятно, что важную роль в развитии аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.
Уровень болезненности аутизмом составляет 1-2 человека на 1000 человек населения.
В медицине не существует единого оптимального метода терапии аутизма – она, как правило, подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи – это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии при аутизме на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.